"Страна философия"
Е.В. Золотухина-АболинаЖизненный путь: первые шаги.Дорога, которую надо пройти."Жизнь человека похожа на дорогу. Только эта дорога пролегает во времени. День за днем, час за часом мы проходим, проживаем свой путь, вырастаем и изменяемся, расцветаем и стареем. На все наши открытия и свершения, культурные подвиги, страсти, приобретения и утраты нам отмерен небольшой отрезок времени, каждому - свой, и в его рамках умещается все личностное богатство, весь спектр впечатлений и деяний.
читать дальшеДо нас протекла история, и она будет идти после нас. Настоящий момент станет прошлым, и грядущие поколения оглянутся на нынешнее человечество с удивленной улыбкой: смотри-ка, и такое бывало... Хорошо, если вообще оглянутся. Будут другие люди и другие песни. Все это так. И тем не менее каждый жизненный путь - самоценен, каждая конкретная жизнь - уникальный момент бытия, сколь быстро ни сменился бы он другими жизнями и другими судьбами. Каждый из нас шаг за шагом проходит свою собственную индивидуальную историю, единственную в своем роде, не похожую на все остальные, каждый видит общий для всех мир только со своей точки зрения.
В каком-то смысле человек проживает свою жизнь в глубоком одиночестве, складывая из мыслей и поступков именно свою, протянувшуюся во времени судьбу. Однако, если просмотреть с другой стороны, жизненный путь отдельного человека - лишь одна из ниточек в разноцветной ткани человеческой истории, и моя судьба невозможна без судеб моих современников, предков, да и потомков.
Искушенные мистики и увлеченные физики говорят о том, чтов мире "самом по себе", за рамками наших узких, пристрастных, ограниченных человеческих представлений - времени как такового нет. Там есть Вечность, единство всех мгновений, их онтологическая спресованность, одномоментность. Это очень трудно себе представить. Жизненный путь каждого из нас существует там весь от начала до конца, как отснятый фильм на кинопленке. Из него можно выхватить какой-нибудь еще не увиденный (не прожитый) нами фрагмент, как это делают порой ясновидящие, или вовсе покрутить задом-наперед будто пленку в видеокассете. Вполне вероятно, что это не столь уж абсурдно, потому что сама Вечность находится за гранью наших обыденных переживаний. Однако повседневная реальность не дает нам такой блестящей возможности - познакомиться с концом уже в начале, и по-своему это хорошо. Скучно ведь, если знаешь все наперед, да и грустно. Отсутствие полного знания о будущем (а иногда и полное незнание) позволяет ожидать, надеяться, строить планы и даже за две минуты до смерти "быть все еще живым". Каждый день нас ждет что-то неожиданное, иногда горькое, но нередко - радостное; с напряженным вниманием всматриваемся мы "в туманную даль" своего завтра и храбро проходим очередной этап жизненного пути, опираясь на собственную волю и сознание. И пусть пессимисты говорят, что с точки зрения Вечности наша свобода - только иллюзия. Для Вечности иллюзией является вся человеческая жизнь, но для нас она - реальность, самая главная реальность, какая только может быть.
Итак, жизнь длится, тянется, течет, и на каждом ее этапе человек становится несколько иным (а порой и весьма существенно иным!). Есть много вариантов типологии нашей жизни по возрастам.
Первый крупный период, проживаемый человеком после появления на свет - детство. Условно оно длится до четырнадцати лет. Возраст 12-13 лет называют обычно подростковым.
От 14-15 до 20-22 - период юности. Это время, когда в современном обществе человек еще продолжает усиленно учиться, как бы проходит последние этапы подготовки к окончательной взрослости.
Большой-большой отрезок жизненного пути от 20-22 до 65-70 лет именуют зрелостью. Как видите, сюда входит и то, что мы называем молодостью (ориентировачно до 30 лет), и то, что зовется "пожилой возраст" (после 60).
Старость наступает после 65-70 лет.
.........................
Не каждому человеку удается пройти жизненный путь. Тех, кто проживает большую, насыщенную жизнь, последовательно проходит все положенные этапы, можно в какой-то мере считать счастливцами. Жизнь может оборваться в самом начале или на взлете, когда человек только начинает по-настоящему взрослеть. Она может обломиться на середине. Оборванная жизнь - всегда трагедия, и здесь трудно найти утешение, потому что для тех, кто остается, потеря является полной м абсолютной. В то же время целостный жизненный путь долгожителя с необходимостью венчается спокойным и закономерным уходом в иные измерения бытия".